Айман Мохаммед Рабие аль-Завахири

Организация: Авангард Завоевания.
Статус: Соучредитель, руководитель
Организация: аль-Каида.
Статус: Соучредитель, заместитель руководителя

Годы жизни: р. 19 июня 1951 года
Врач, поэт, писатель, теоретик и практик джихада. Владеет французским и английским языками. Известен также как Учитель, Доктор, Абу Мухаммад, Абу Фатима, Мухаммад Ибрагим, Абу Абдалла, Абу аль-Муиз, Доктор Моез, Нур, Устаз Абу Мухаммед, Абу Мохаммед Нур аль-Дин, Абдель Муаз.
Дед Завахири - Рабиа аз-Завахири – известный религиозный учёный. Отец – врач. Семья была уважаемой, но небогатой. Жили в пригороде Каира. Семья не была религиозной, но также не была и вестернизированной. Завахири был воспитан в религиозной традиции. Его дядя Аззам Махфуз говорит: «Он был известен как хороший мусульманин, стремился молиться в мечети, читать, размышлять и иметь свою собственную позицию».
В 1966 году Завахири становится активистом движения братьев-мусульман. Очень быстро он был арестован, но вскоре выпущен на свободу. Несмотря на арест, он не отказывается от своих взглядов и вскоре становится эмиром группы. К 1974 году в его группе состоит уже 40 человек. При этом он учится в Каирском Университете на хирурга. В конце 1970-х группа Завахири и ещё два джамаата объединяются в организацию Египетский Исламский Джихад. В 1974 году Завахири заканчивает Университете и в течении трёх лет работает хирургом. В 1978 году женится.
С 1979 - 1980 гг. появляются планы совершить покушение на Садата. В 1980 году Завахири впервые выезжает в Пакистан и Афганистан. Совместно с офицером разведки Абу Зумаром он разрабатывает план покушения и восстания. После покушения на Садата был арестован и осуждён за участие в заговоре.
Находясь в заключении, благодаря знанию английского языка, он становится «пресс-секретарём» экстремистов. Он говорит: «Мы хотим говорить со всем миром». В 1983 году он заявляет: «Мы мусульмане и верим в нашу религию. ... Мы находимся здесь – подлинный исламский фронт и подлинная исламская оппозиция». В тюрьме он знакомится с Омаром Абдель Рахманом.
В 1984 Завахири был освобождён и в 1985 перебрался в Саудовскую Аравию, а затем – в Пакистан. Здесь он впервые встречается с Усамой бен Ладеном. В Пакистане он воссоздаёт почти разгромленный к тому времени Египетский Исламский Джихад. После окончания афганской войны перебирается в Судан, на территории которого были устроены многочисленные базы ЕИД и других террористических организаций. Но в середине 1990-х под давлением США Завахири и Усама бен Ладен покидаю Судан.
В отличии от последнего, Завахири не отправился сразу в Афганистан. Некоторое время он находился в Нидерландах, дважды побывал в США. В 1996 - 1997 годах Завахири идёт на альянс с Усамой бен Ладеном. В феврале 1998 года Завахири и Усама бин Ладен подписывают знаменитую фетву «убивайте американцев повсюду».
С этого момента Усама бен Ладен и Завахири становятся важнейшими инициаторами глобального джихада. Иногда даже звучат утверждения, что Завахири оказался в этой паре большим радикалом, чем Усама бен Ладен. Во всяком случае, можно сказать, что если Усама бен Ладен – это своеобразный «хранитель истины», то Завахири – теоретик джихада.
Завахири написал две книги: «Горький урожай» и «Рыцари под знаменем Пророка». В первой книге он размышляет над причинами неудач предшественников и разрабатывает теорию джихада. Во второй книге он размышляет над событиями после 9/11 и продолжает разрабатывать концепцию джихада и терроризма. В частности, он выдвигает следующий тезис: участвующие в джихаде обладают качествами, о которых и не мечтают их противники. И это потому, что они получают свою силу от самого Аллаха, и это не прекратиться, пока они следуют путём Аллаха.
Если Усама бен Ладен сначала «дожидается» врага, будь то СССР в Афганистане или США в Ираке, и лишь затем отвечает на вызов, то Завахири разрабатывает теорию джихада в изменяющихся условиях современного мира.
Начиная с 2005 года Завахири становится голосом и лицом аль-Каиды. Он издаёт около полутора десятков звуковых и видео-посланий с программными заявлениями, указаниями союзникам и угрозами в адрес врагов. Именно Завахири «посоветовал» Заркави отказаться от практики обезглавливания заложников.
В своих посланиях Завахири призывает иностранные государства вывести свои войска из мусульманских стран: «Америка и её союзники должны знать, что их преступления не останутся безнаказанными. Мы советуем им быстро покинуть Палестину, Аравийский полуостров, Афганистан и все мусульманские страны, пока они не потеряли всё... Наши молодые моджахеды направили серию посланий Франции и Германии. Если этого недостаточно, мы готовы осуществить новые акции. Через год после начала американского крестового похода в Афганистан США и их союзники не смогли нанести ущерб руководителям Аль-Каиды и Талибов». Он угрожает проведением терактов: «Если нас будут атаковать на нашей земле, мы не прекратим своих атак на ваши страны. Формула вашей безопасности следующая: вы и во сне не должны допускать, что вы в безопасности, пока мы живы. Это реальность, которая действует и в Палестине, и во всех мусульманских странах».
Также Завахири даёт указания вооружённым движениям Ирака, Ливана и Палестины: «Любой другой путь, кроме священного джихада, приведёт к провалу и полному поражению», формулируя при этом позицию на проведение выборов: «Те, кто пытаются освободить мусульманские земли путем выборов, сама идея которых основана на светском законодательстве, не освободят ни клочка палестинской земли, а лишь задушат священный джихад».
В настоящее время (2006) Завахири скрывается где-то на границе между Пакистаном и Афганистаном. В Египте Завахири приговорен к смертной казни. Как предполагается, во время одной из бомбардировок погибли его жена и дети.