Мануэль Перес Мартинес

Проект нуждается в вашей поддержке.
Организация
Армия Национального Освобождения
Путеводитель

Годы жизни: - 1998
Статус: идеолог, руководитель
Священник испанского происхождения, из крестьянской семьи. Был рукоположен в сан самим Папой Римским Павлом VI. Продолжил дело Камилло Торреса.
Мануэль Перес Мартинес и двое его друзей - Доминго Лаин и Хозе Антонио Хименес увлекались левыми идеями. Они получили назначение в Доминиканскую республику, но вскоре им пришлось перебраться в Колумбию. В это время в Колумбии уже распространяются революционные настроения среди священников, которые были готовы «посвятить себя различным формам революционного действия против империализма и неоколониальной буржуазии». Мартинес и его друзья вступают в группу «Голконда». За участие в массовых легальных протестах все трое были высланы из страны, но отправились на Кубу для изучения тактики партизанской войны.
В 1969 году они тайно вернулись в Колумбию и вступили в вооружённые организации колумбийских партизан. Мауэль Перес Мартинес вступает в ЕЛН. В этот период руководство ЕЛН ориентировалось на крестьянство, что выражалось в том, что на руководящие посты в армии назначались выходцы только из крестьянский среды. Пролетариат, в соответствии с действовавшими в армии представлениями, слишком «обуржуазился», поэтому не является достаточно революционным. Партийное руководство ориентировалось на подготовку революции с целью захвата власти и важнейшее значение в этом придавало «вооружённому аппарату».
Во второй половине семидесятых – начале 1980-х происходит постепенный пересмотр этих принципов. Один из активных участников пересмотра был Перес, который впоследствии говорил: «установить более тесные связи с самодеятельными организациями народных масс с целью лучшего понимания надежд и чаяний народа. Мы понимали, что должны порвать с порочной практикой, когда вооруженная борьба рассматривалась как некая самоцель, которую народные массы просто-таки обязаны поддерживать».
Перес делает выводы: «Во-первых, одной из самых важных задач должна стать гуманизация революции; она не всегда возможна, но должна быть нашим идеалом. Во-вторых, публичная самокритика революционных организаций - это лучший способ преодолеть ранее совершенные ошибки и чему-то научиться на основе этого опыта. В-третьих, одним из наших фундаментальных принципов является тот, что человеческие существа обладают определенной ценностью и достоинством, а потому мы всегда должны стараться соблюсти правильный баланс между нуждами личности и нуждами коллектива...».
В сентябре 1983 года Перес избирается на должность первого коменданте организации – иначе говоря, он становится политическим лидером ЕЛН.
Крушение социализма советского образца подтолкнуло Мартинеса, этого и без того далеко не ортодоксального марксиста, к дальнейшим теоретическим поискам в рамках «теологии освобождения». Нельзя сказать, что его ответ на вызовы современности был так уж оригинален, но для Колумбии, должно быть, сформулированные им тезисы были достаточно актуальны. Его занимают главным образом два вопроса: соотношение социализма и демократии и взаимодействие марксизма и христианства. Уже из самого факта постановки проблемы становится ясно, что между этими категориями существовал конфликт. Мартинес пытается синтезировать то и другое: «Мы постоянно говорим и будем говорить вновь и вновь, что социализм приобрел сейчас гораздо большую ценность, чем когда-либо прежде. Однако это будет особый тип социализма, в большей степени соответствующий специфическим условиям Латинской Америки».
На первый вопрос он даёт следующий ответ: «демократия - это суть строительства социализма" и "для того чтобы гарантировать демократию в любом будущем обществе, мы должны начать создавать ее здесь и сейчас...». «Самое лучшее - это начать создавать демократию здесь и сейчас посредством установления прямой демократии народа в сфере экономического развития, а также участия масс в процессе выработки политических решений».
А на второй: «Христианство - это мотив, а не наука революции. Наука революции - это марксизм. По этой причине мы собираемся строить не христианскую организацию, не христианское общество, а марксистскую организацию и социалистическое общество».
В своём последнем интервью он говорил: «И наиболее важной вещью для нас в настоящее время является демократия, ведь социализм по определению неотделим от демократии. Вот поэтому - то мы и должны развивать начала прямой демократии, чтобы весь народ мог участвовать в строительстве социализма». Мануэль Перес Мартинес умер 14 февраля 1998 года.